Зачем театру Гарик Корогодский и появится ли опера в Малой опере — режиссер Игорь Тихомиров | Последние новости сегодня в мире культуры



Зачем театру Гарик Корогодский и появится ли опера в Малой опере — режиссер Игорь Тихомиров
Зачем театру Гарик Корогодский и появится ли опера в Малой опере — режиссер Игорь Тихомиров
Игорь, в последние два года произошел всплеск интереса к театру зрителя, на премьеры билетов не достать. Меняется что-то реально в театральной системе? С чего надо начинать театральную реформу, чтобы театры избавились от вечной финансовой нищеты и там появились современные проекты? Тут нужно рассматривать две ситуации. Одна — государственный театр, другая — антрепризный, независимый по определению. А меценатский? Меценатство очень локально. Такой человек должен сам быть творческим. Вот как найти того, у кого есть творческая составляющая? Ко мне сегодня приехал прикольный чувак из Винницы, который позвонил и сказал: "Знаешь, мы занимаемся бумажной посудой, уже разрослись, стали большими. В Виннице и в Киеве у нас несколько филиалов. И у нас в офисе за стойкой администратора есть пустая стена. Хотим ее декорировать. Давай мы будем там театральные афиши вешать о разных проектах. А вы нам будете давать билеты в театр — четыре штуки в месяц. К нам очень много народу ходит, будут видеть, а мы имиджево поднимемся". Это тот самый случай, когда человек правильно мыслит. И не важно, что он стать не дает миллион долларов на какой-то проект, важно, что он движется в этом направлении. Но как ты угадаешь, кто способен стать меценатом по-настоящему. Тут только случай. Режиссер Тихон Тихомиров (Игорь Тихомиров) Чиновники от культуры заговорили о театральной реформе, а в самих государственных театрах что-то меняется? Как по мне, они какими были художественно, такими и остались. В конце ХХ века- начале ХХI в театрах был набор удач у начинающих тогда режиссеров. Дмитрий Лазорко (его "Войцек" Молодом театре, эксперименты по Достоевскому в театре на Левому берегу — delo.ua). Дмитрий Богомазов с "Двенадцатой ночью", а до этого в 1996-м у него первый спектакль был,"Чарівниця" (по пьесе "Безталанна" Карпенко-Карого — delo.ua). Боголюбов за него получил "Пектораль", а когда его во Львов привезли, люди уходили из зала. Они принять этого не могли: "А де ж воно". Были интересные вещи. Благодаря Эдуарду Митницкому, который подтягивал в Левый берег, живых молодых режиссеров, у которых был потенциал. Благодаря появлению в театре Франко интересных режиссеров. Но они театр и государственную театральную систему не меняли. И она до сих пор такая. Нет заоблачных потрясающих успехов. Есть удачные спектакли, успех которых основывается на личностях. Но таких — единицы. А нереально быстрый взлет Дикого театра как объясните? Молодое поколение интересное. Если говорить о Диком театре — это безусловно, живой взгляд на театр. Но они антрепризные, а это уже другая история. Возвращаясь к государственным театрам… Согласитесь, что многие сумели воспользоваться ситуацией, когда к ним пошел зритель. Они все правильно делают на хорошем среднем уровне. Сейчас они оказались востребованными. Это как когда плечо вправили, сустав встал на место и вот оно — заработало. Но им надо быть смелее в ценовой политике. А они этого пока этого не понимают, не чувствуют, опасаются. Они же на объемах существуют. У них по 40 спектаклей в месяц. Зрителей много. Поэтому существуют адекватно. Думают: а куда он, зритель, денется, куда ему еще идти? Может быть, именно поэтому и единичны художественные успехи. Я ждал момента, пока сорвет крышу и я скажу — ладно, я буду нищим, но займусь театром. Но ведь появляются интересные антрепризы... Да, антреприза начинает развиваться, и хочется, чтобы она развивалась активней. Не хватает продюсерского таланта Славы Жилы, продюсерского и художественного понимания Ярославы Кравченко, моих каких-то антрепризных попыток — пока этого не хватает. Нужно еще кого-то. А Влад Троицкий? Если бы Троицкий, в этом направлении работал и занимался зрителем, тогда, может быть, и тут была волна. Но у него совершенно другая ситуация, он нашел свое направление и вряд ли захочет куда-то еще двигаться. Он для меня отдельно существующая единица, крайне интересная. "Золотые ворота" со Стасом Жирковым? На того же "Сталкера" на площадке Молодого билеты разлетались мнгновенно. Но они малютки. Как-то говорили с продюсером Сергеем Лавренюком о "Золотых воротах". Он считает, что если спектакль популярен, если, например, на "Сталкер" люди хотят идти и не могут взять билет, то рискуй, арендуй площадку и дай зрителю то, что он хочет. Проверь себя на большем объеме. Не понимаю, почему нет. Сейчас у людей в театральной среде очень много сил. Это надо использовать. Помню при Черновецком в Киеве была попытка "чистки" театров, находящихся на балансе города, делили на какие-то категории — этим даем столько-то, этим столько-то, а этим — вообще не даем. Потом все затихло. А может и правда есть мертвые театры, которые проще закрыть, чем реанимировать? Проблема не в количестве государственных театров, и не в том, что они забирают много денег. Я считаю, что, напротив, театров у нас мало. Всегда говорят, что денег нет, но при этом умудряются красть. Хотя ситуация сейчас меняется: в театры идут государственные деньги. И деньги от инвесторов — как в "Театр на Подоле", например. Инвестиция не государственная, но при этом город включился. Вам, как и.о. директора-худрука Малой оперы, театра муниципального, удается продвигать его к жизни? Ведь место отличное, само здание — о таком только мечтать. Когда уже услышим здесь оперу? Или пока не до оперы? На конец года мы умудрились отдать долги перед "Киевэнерго", сейчас закрыли долги перед водоканалом — все это годами копились. И сейчас серьезно разговариваем со столичными властями о реконструкции. Да, площадка классная, только стены какие, кого размера и каких лет, да они просто вопиют: спасите нас, дайте нам жить дальше, и мы многое сможем дать вам. А это реально в ситуации дотационного государственного театра? Ведь в социуме сформировалось мнение, что от руководства гостеатров ждать нечего, так как они плохие менеджеры: им деньги зарабатывать не надо, а дотации они используют неэффективно? В ответ хочу привести в пример Андрея Белоуса — очень талантливого руководителя театра (руководит Молодым театром — delo.ua). Его театр зарабатывает деньги, потому что объемы большие: спектакли идут, практически, каждый день. И заработанные деньги остаются в театре. У него, прошу прощения, от туалетов до пространства за кулисами наведен порядок. В тот туалет было страшно заходить в свое время. Когда приходит хозяин, становится комфортно, уютно, и деньги реализуются правильно. Хозяйственность нужна, нельзя тырить бабло, ну нельзя. Как директор-худрук может реализоваться? Сделать так, чтобы в театре стало, как дома — это раз. А второе, реализоваться творчески, как руководитель направления. А какой вы видете свою творческую реализацию? Хочу, наконец, начать репетировать оперу. Коля Третьяк будет ее выпускать, будем совместно с ним ставить — сейчас ищем варианты. Скорее всего это будет Моцарт, какая-то камерная оперная история. Будем искать новое звучание. И здесь я понимаю, что я могу. А получив деньги на спектакль, я получу отдачу не только имиджево, но и финансово. Появится мой зритель. И может быть, если достаточно таланта, это станет интересно большому количеству зрителей. Тогда это будет мощным прорывом. И вы сможете сами назначать цену билетов? До цены билетов еще не добрался. Мы только-только запускаемся. У меня сейчас даже труппы нет. Только-только начинаю за счет заработанных средств подтягивать к себе людей, которые должны обеспечить процесс. На те наши копеечки, что заработаны здесь на совместных театральных проектах, на концертных акциях. Государственные зарплаты невелики. В Малой опере: участники проекта "Как потратить миллион, которого нет". Фото с facebook.com/tihon.tikhomirov То есть заработанные деньги решили вкладывать в людей, а не в ремонт? Пока в людей. Деньги на постановки надеюсь выделит департамент культуры Киева. А на ремонт дадут? Иначе зрители замерзнут зимой без отопления? Что столичные чиновники говорят? Сейчас мы говорим о ними о "поточном ремонте" — нам нужно справиться с крышей, и да, восстановить батареи. Департамент культуры сам очень активно развивает тему с реконструкцией. Они хотят это сделать — и это для меня хороший знак. Если это будет подтверждено делами, а не только словами — будет круто. Но самое главное, я хочу получить деньги на свои художественные проекты. Статусные. Которые Малую оперу сделают именно тем театром, к которому стремлюсь. Вы просчитали формулу, которая не сможет не сработать? Или это будет эксперимент с неизвестным результатом? Безусловно, какие-то вещи мы заложили, которые не могут не сработать. Откуда такая уверенность? С 2000-го года я был ивент-менеджером, у меня было свое ивент-агенство. И параллельно я умудрялся ставить спектакли. Так тянулось лет пять. В какой-то момент я понял, что невозможно, занимаясь ивентами, ставить спектакли и развиваться в этом направлении. Но ивенты — это кусок хлеба, надо же что-то кушать. Поэтому я ждал момента, пока сорвет крышу и я скажу — ладно, я буду нищим, но займусь театром. Когда сорвало? И что придумали, чтобы избежать нищеты? Проект с миллионером Гариком Корогодским по его книге? Когда ушли москвичи с рынка, я сказал своему сопродюсеру Сереже Букшину, что хочу в театр. Что вижу антрепризную перспективу. Что готов делать недорогие билеты, ставить что-то маленькое и по чуть-чуть зарабатывать, чтоб на хлеб хватало. И искать свой путь. А Сергей — он очень четко считающий человек — говорит: так нельзя, если антреприза, то нужно брать звезд. Я отвечаю: так не хочу, мне нужны свои в доску, молодняк. И тогда он предлагает: "Ладно, смотри, есть книжка Гарика Корогодского "Как потратить миллион, которого нет". Гарика я знаю как потрясающего рассказчика, словоблуда, который анекдотами просто сыплет. Гарик Корогодский перед спектаклем "Как потратить миллион, которого нет" в театре оперетты. Были с ним знакомы? В 2008 году в Шотландии делал ему день рождение. На этом проекте мы и познакомились: сошлись на каких-то вещах, нас дружно кинул мой партнер — в общем, сошлись душа в душу. Гарик потом надавал мне кучу работы. А про Гарика как писателя и его книгу что-то знали? Что книжка очень продвинутая. Гарик — один из ведущих блогеров с 25 тысячами подписчиков". Кстати, пока мы ставили спектакль, у него стало 60 тысяч подписчиков, и думаю, их число будет расти. Просто было адаптировать книгу Гарика для театрального действа? Когда прочитал книгу, увидел, что автор описывает события, а его герои говорят по малюсенькой реплике на страницу, поэтому надо писать пьесу. Задача стояла сделать так, чтобы описания событий превратились в диалоги персонажей и при этом это была интерпретация именно книги Гарика. Это оказалось крайне интересно. И сколько времени заняло? Думал, что лупану за пару месяцев, а потратил пять. Корогодский вашу идею одобрил? Когда принес пьесу Гарику, он говорит: денег не дам. А я: "И не надо, я уже подтянул людей совершенно бесплатно". Это актеры, которые говорили мне: что ты сидишь, давай театр. А когда я от него уходил, он спросил: "Ты серьезно? Это может быть?" Я говорю: "Это будет. Я уже репетирую. Ты прости, что приехал к тебе через два месяца после начала репетиций". Видела Гарика в роли уборщицы в спектакле — зал рукоплескал. А с постановочным процессом его знакомили? Знакомил его с участниками, приглашал на показы локальных сцен. Ему интересно было, потому что когда-то я его выдернул совершенно бесплатно в свою короткометражку — был такой опыт, тогда мне хотелось разобраться, что это за пластика такая — кино. Сцена из спектакля "Как потратить миллион, которого нет". Гарик Корогодский роли уборщицы, Дмитрий Вивчарюк в роли Гарика Корогодского. Как прошла премьера? Билеты были дорогие непомерно, но зрители все равно пришли. Был полный зал. Мы даже не были готовы к такому, были сырые: тогда еще не было роли для Гарика, у Вертинского была только одна сцена в первом действии. Уже позже мы придумали сцену с монологом и репетицию похорон бабушки, потому что понимали, что нужно раскачать не только в сторону комедии, но и лирических вещей. Я планировал постепенно спектакль улучшать-улучшать-улучшать. Думаю, что платил артистам за премьерный спектакль столько, сколько никто не платит в Киеве. На сцене было 24 человека. Сценография достаточно богатая. Не экономили на том, что необходимо было художественно. Два костюма ежика специально пошили. Их нигде не было, этих ежиков, а тем более двух ))). Это по мелочи, конечно. А по крупному — ту штуковину, которая крутится на сцене, делали на заводе Антонова. Технологически она такая, что 500 килограмм выдерживает, то есть туда можно поставить человек 20 и она будет крутиться. А будет с этим проектом дальше? Будет жить. Это большой антрепризный проект. Алексей Вертинский в спектакле "Как потратить миллион, которого нет" Где будете играть? В театре оперетты в Киеве, где и играли? Возможно. Но они меня напугали, что только понедельники остались, поэтому буду искать другую площадку. Финансовые результаты каковы: заработали или нет? Сейчас выдохнем, расплатимся со всеми окончательно, посмотрим, может что-то и заработаем. Главное машину не продавать. Деньги на проект — это были частные инвестиции? Нет, я бы не стал на этом настаивать. Безусловно какие-то деньги были, но, в первую очередь, мы рассчитывали на продажу премьерных билетов. Чтобы делать проекты такого уровня, с какого бюджета имеет смысл начинать заводиться? Если по-честному, чтобы не переживать хватит ли денег, думаю, где-то от миллиона гривен. Но если делать все, как у Серебрянникова, то хотя бы 50-60 тысяч американских денег — наверное, так. Я слышал, что одна серия в сериале обходится где-то в 20 тысяч долларов. Где самые большие риски в таком проекте? Если брать антрепризу, то любой, кто в это ввязывается, рискует деньгами, однозначно. На масштабный театральный проект нужно, чтобы не переживать хватит ли денег, где-то от миллиона гривен. Но если делать все, как у Серебрянникова, то хотя бы 50-60 тысяч американских денег За аренду площадки предоплата? Конечно, 50% предоплаты, а перед спектаклем отдаем оставшиеся 50. Риски везде — ты взял, к примеру, драматурга, который не справился с задачей — ты получил не то, но деньги заплатишь все равно, если ты культурный человек. У меня есть несколько человек, которые до сих пор мне должны тысячи долларов по ивентам. Я так не могу. Это репутация, разве что ты планируешь потом сбежать из страны. Мне так не интересно, интересно дальше работать с людьми. Музыка не обязательно должна быть такой, как ее придумал Моцарт. Не обязательно должен быть оркестр Малая опера будет ориентироваться на узкую аудиторию? Если верить статистике, во всем мире любителей оперы 1%. Или хотите заинтересовать массы? Малая опера — это такое место, куда будут подтягиваться люди. Ко мне часто приходят творческие люди поговорить на этот счет: а можно ли у вас играть, а давайте совместно что-то делать, у вас тут как, у вас тут что. И многие мне нравятся, потому что вижу в них творческий потенциал и понимаю, что за ними придут зрители, которые будут приходить сюда снова и снова и на другие проекты. Так может образоваться тусовка — свой зритель, назовем это так. Но мое желание, хоть я и режиссер драматического театра, все-таки продвинуться в сторону оперы. Я, когда первый раз увидел на видео "Пиковую даму" Михалкова-Кончаловского, подумал тогда: "О! Вот же как круто! Вот они и живут, и поют". До этого сколько опер я не смотрел — поют все время и не живут. Но в Малом театре с масштабной оперой не развернешься: сценическое пространство камерное и, опять же, оркестровой ямы нет... Да, невозможно играть большим составом на сцене: я еле втискиваю сюда 12-14 человек. Потому нужно искать варианты. Когда я проходил конкурс на эту должность, я говорил с одним мужчиной-экспертом из конкурсной комиссии... А он голосовал за вас или против? Против. Конкурс я как бы выиграл, но мне не хватило одного голоса, чтоб стать директором-худруком, поэтому, я сейчас исполняющий обязанности. Но буду подаваться на очередной этап конкурса. Так вот, тот человек — композитор, профи — мне говорит: а как же вы Моцарта будете ставить, как же оркестр? Я отвечаю: "Вы сейчас меня крамоле предадите, но музыка не обязательно должна быть такой, как ее придумал Моцарт. Не обязательно должен быть оркестр. Музыка может быть диджейской, музыка может быть рок-музыкой". Наверное, когда делали ивены каких только опытов с музыкой не устраивали? Как-то был ивент, когда мы взяли для исполнения хита группы (которая заказала этот ивент, чтобы презентовать свой клип), оркестр, который играет на похоронах и свадьбах. Это было потрясающе. Там такая вейцовщина пошла. Эти мужики такое сифонили… Ярко. Но там шоу было приоритетно. А опера в Малой опере — другая история. Или нет? Кого ищите в труппу? Нужны оперные или другие исполнители, которые не закостенели, которые понимают, что может быть по-разному. Есть талантливейшие люди, голоса очень интересные тембрально, но в классической опере им просто не хватает мощности. А здесь они могут реализоваться на сто процентов. В Малой опере пространство небольшое, но акустика, наверное, одна из лучших в стране. Когда заполняется зал, звук становится ровным и идеальным. Нереальное пространство. Однозначно это будет оперная площадка. Но это будет арт-опера. Будем работать не только с классическими произведениями и открыты для разных креативных предложений.
    2017-06-25 18:38:37


Tamino: The new Sound of the Nile?
Tamino: The new Sound of the Nile?
The singer and grandson of celebrated Egyptian star Moharam Fouad on mixing his European upbringing with his middle eastern roots.
    2018-12-06 16:05:48


Blackfishing: The women accused of pretending to be black
Blackfishing: The women accused of pretending to be black
Newsbeat speaks to two influencers accused of blackfishing and looks at why its so controversial.
    2018-12-06 16:05:38


Katie Price: The ups and downs of her life
Katie Price: The ups and downs of her life
From a £1million wedding to narrowly escaping bankruptcy - the Pricey has had a turbulent life and career.
    2018-12-06 16:05:22


RuPaul’s Drag Race coming to BBC Three in 2019
RuPaul’s Drag Race coming to BBC Three in 2019
The global reality TV hit will be on the hunt for a new Queen of Great Britain.
    2018-12-05 12:35:43


BBC drops plans for Brexit TV debate between May and Corbyn
BBC drops plans for Brexit TV debate between May and Corbyn
The broadcaster offered to air a debate, but Labour had criticised the proposed format.
    2018-12-05 01:35:18


Cromer Pier a star of BBC One this Christmas
Cromer Pier a star of BBC One this Christmas
Cromer appears in BBC One idents before programmes and a short film about spending time with family.
    2018-12-05 01:07:05


Turner Prize 2018: Film-using art activists in the running
Turner Prize 2018: Film-using art activists in the running
Video and film dominate the shortlist for this years prize, whose winner is announced later.
    2018-12-04 13:36:16


YouTube top earners: The seven-year-old making $22m
YouTube top earners: The seven-year-old making $22m
An American boy who reviews toys is this years highest-earning YouTube star, according to Forbes.
    2018-12-03 22:05:34


2018 WAFCA Winners
2018 WAFCA Winners

As a film critic of medium-low importance, one of my most sacred duties is participating in the Washington Area Film Critics Association (WAFCA) year-end awards extravaganza. During this hallowed time of year, I watch dozens of movies and mine my own recollection of the good, the bad, and the ugly to determine what, precisely, the best films of the year were. At the end of this grueling process—this death march through endless stacks of DVDs, searching for the rarest pearl in an ever-increasing sea of muck—we WAFCA members nominate up to five films/people in each category. The five films/people who earn the most votes in every category are then voted upon by the whole of the membership, the winners are chosen, the press release is sent out, and blessed, blessed relief descends upon us as we put the exercise to rest for 11 months.

    2018-12-03 18:07:03


PewDiePie in battle with T-Series to keep top YouTube spot
PewDiePie in battle with T-Series to keep top YouTube spot
PewDiePie is battling Indian channel T-Series in a bid to remain the YouTuber with the most subscribers.
    2018-12-03 15:36:30


Take That have fastest-selling album of 2018 so far
Take That have fastest-selling album of 2018 so far
Howard Donald, Gary Barlow and Mark Owens greatest hits tops the UK chart on its first week of release.
    2018-11-30 20:06:52

Что будем читать?

Список новостей
Прокрутить вверх